В природе существует огромное количество процессов, сокрытых не только от наших глаз, но и от ушей. Способность звука распространяться в разных средах (например в воде, о чем я ранее рассказывал, тестируя гидрофон), позволяет не только изучать не видимое, но и наслаждаться новыми звуками, о которых мы даже не подозреваем. Дело в том, что инфразвук, например, мы не слышим непосредственно ухом, но можем ощущать телом. Однако это требует большой амплитуды колебаний материалов, проводящих звук. Тут не всегда достаточно прикаснуться к предметам, чтобы почувствовать вибрации.
Для этого в различных отраслях и науке используются специальные датчики — геофоны. Как следует из названия — этот микрофон «слушает» звуки, живущие внутри нашей планеты. Но не только. Потому что и в голосе нашем есть те низкие частоты, которые не особо распространяются, но зато ощущаются телом. Вообщем речь сегодня пойдет о частотах, которые начинаются в инфразвуке и о приборе, который их фиксирует.

Еще совсем недавно, для массового пользователя такие датчики были не доступны в виду принадлежности к ВПК, или к научным разработкам, когда датчики производились штучно под конкретные нужды, совсем не связанные со звукозаписью. Не говоря об отсутствии необходимой эргономики, коммутации, да и доступных качественных рекордеров. Однако, сегодня на рынке есть решения, адаптированные под задачи профессионалов и увлеченных звукозаписями людей.
Благодаря этому, геофон и гидрофон, а так же контактный микрофон от IOAUDIO позволили реализовать грандиозный документальный фильм (рекордистом и звукорежиссером которого я являюсь) о первозданных лесах России.


Первое, что хочется отметить — это способность рекордера или аудиоинтерфейса эти частоты воспринимать и фиксировать. К примеру, аудиокарта RME UCX II способна регистрировать диапазон частот от 2 Гц до 92 кГц. А рекордер Tascam X8 — от 20 Гц до 60 кГц. Стало быть с инфразвуком не везде одинаково обстоят дела, как и с ультразвуком. Но и в слышимом диапазоне геофон дает возможность записать много интересного, потому что сам датчик позволяет регистрировать частоты от 1 Гц до 3 кГц. Таким образом мы можем использовать его не только для фиксации не слышимых звуков. Например, можно дополнить звучание любого инструмента низкочастотным диапазоном, добившись более широкого звучания. При этом не обязательно фиксировать датчик на инструменте. Достаточно найти резонирующую от инструмента поверхность.
Не редкость, когда орган в концертных залах, церквях и храмах — не оригинальный. Исторические были повреждены, или разрушены, а новые не отвечают возможностям зала. Потому, в первую очередь, страдает нижний диапазон. Вот тут-то и приходит на помощь геофон. Для записи резонансов здания я прослушал разные элементы: колонны, стены, пол, алтарь.

И вот то, на сколько важный слой информации для слушателя содержит в себе резонанс здания. Послушайте звучание органа до включения геофона и с подмешиванием в сигнал низкочастотной составляющей (рекомендую хорошие закрытые наушники, или студийные 8″ мониторы):
Инфразвук интересен не только в музыке, но и в саунддизайне. Особенно, если речь идет о SFX в виде выстрелов, взрывов. Сравните звук салюта с телефона и с добавлением звука геофона, который регистрировал вибрации окна в доме:
Когда нет резонаторов, с которых можно снять вибрации, ударную волну можно записать в недрах самой почвы. Особенно это удобно зимой, когда и земля промерзает, и снежный покров в конце зимы достаточно плотный, чтобы работать, как большая мембрана. Таким образом, выстрел из снайперской винтовки, даже при использования дульного тормоза компенсатора закрытого типа, оказывает достаточно сильное воздействие на грунт пороховыми газами и звуком преодоления пулей сверхзвукового барьера. Потому, кроме резкого и сухого звука выстрела, мы можем получить вибрации почвы:
Вот так в slow motion выглядит ударная волна при выстреле без ДТКЗТ:
Надо сказать, что отдельное удовольствие — это коммуникация с разработчиками в России. В ходе испытаний разных устройств накапливаются как замечания, так и предложения. Я вообще не представляю, чтобы AKG или Sennheiser получили письмо с предложениями и тут же пустили его в производство. В России я знаю множество брендов, которые не только реагируют на обратную связь, но и разрабатывают устройства в тесном сотрудничестве с музыкантами, рекордистами, звукорежиссерами, медиахудожниками, саунддизайнерами. А их, как оказалось, не мало. Однажды я даже был участником двухдневного семинара по работе с расширенными техниками звукозаписи. 2 группы по 10 человек набралось в одном только «Питере».
Что касается обратной связи с производителем, то в первых версиях отечественных геофонов в комплекте шли пластиковые штыри. Но для твердого грунта, например, это не подходит. Сначала я изготовил свой штырь из молибдена, но это неоправданно дорого. Главной была лишь мысль о улучшении комплектации. Теперь металлический штырь «in the box». Это очень приятно.

Кроме штыря, я отметил удобство в использовании киношных и звукорежиссерских приспособлений с резьбой 1/4″. У геофона штатная резьба — М4. Возможно с ходу вам не очевидно, зачем это нужно, но разработчик моментально отреагировал на удобство такого переходника и теперь он тоже доступен! Где вы такую оперативную реакцию видели? Переходник M4-1/4″ может очень пригодиться для крепления к любым фото/видео приборам и аксессуарам (grip). Можно даже зафиксировать колебания, создаваемые камерой, или передаваемые ей:

Что же входит в базовый комплект?

Металлический штырь, присоска м4, магнит м4, геофон. Опционально доступен переходник на резьбу 1/4″ а так же доступен предуселитель для записи совсем тихих колебаний, который подходит и для усиления динамических микрофонов:

Эти предуселители уже стоят на некоторых подкаст-студиях, обеспечивая великолепный звук ведущим и спикерам. Как один из примеров, подкаст на канале Влад Аганов с Седой Каспаровой можно увидеть и услышать работу этих предуселителей на классических микрофонах SHURE SM7b:

Как итог: на Российском рынке сейчас есть абсолютно все решения, позволяющие воплощать любые задумки. От иммерсивных проектов, до научных исследований, от разнообразия инструментария в работе музыкантов, до саунддизайна фильмов. А еще звук — самое необычное хобби, потому что позволяет расширить наши представления о происходящих вокруг нас процессах.